Историческая справка и ТТХ 667 А-АУ  

проект 667А, 667АУ


Историческая справка:


1972 год 23 февраля
Заложена на стапеле цеха судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667А, достраивалась по проекту 667АУ;

1973 год 29 апреля
Выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода;

1973 год 7 сентября
Вступила в строй;

1973 год 27 сентября
Включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 25-ой ДиПЛ 2-ой ФлПЛ КТОФ с базированием на б. Крашенинникова (г. Вилючинск);

1975 год 18 ноября
Отнесена к проекту 667АУ;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1978 год 2 сентября
При выполнении задач БП в Тихом океане произошло возгорание щита турбогенератора л/б (8 отсек). Пожар ликвидирован. Погиб электрик мичман Фисюк;

1978 год 29 октября
Второму экипажу присвоено почетное наименование "60 лет ВЛКСМ";

осень 1980-осень 1982г.
на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень Приморского края прошел средний ремонт;



1991 год 16 июня
По договору "ОСВ-1" выведен из состава МСЯС, исключен из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ. После вырезки ракетных отсеков поставлен в б. Чажма (пос. Дунай) на прикол;

1992 год 15 февраля
Упразднено наименование "60 лет ВЛКСМ";

1998 год 1 мая
Расформирован экипаж;

1998 год июль - 1999 год ноябрь
После вырезки реакторных отсеков на ДВЗ "Звезда" разделан на металл.



КОМАНДИРЫ:

2 экипаж

1. Ерофеев О.А.(17.04.1972-01.10.1974)
2. Казаков А.К.(1974-1978)
3. Гончар В.И. (1978-1987)
4. Савин С.Г. (1987-..?..)
----------------------------------
1.экипаж:


1.Парамонов Эдуард Николаевич
2.Фролов Вячеслав Николаевич (.......1986)
3.Дунаев Георгий Иванович (1986-1988)
4.Вощейкин Леонид Николаевич (1988-1993)


ТТХ 667 АУ
------------------------

Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался, в основном, из стали АК-29 (толщина - 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см2) на 10 отсеков:
1-й - торпедный;
2-й - аккумуляторный и жилой (с офицерскими каютами);
3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;
4-й - ракетный;
5-й - ракетный;
6-й - дизель-генераторный;
7-й - реакторный;
8-й - турбинный;
9-й - турбинный;
10-й - электродвигатели.


Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей, межотсечные переборки - из стали АК-29 толщиной 12 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ.

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей.

Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой “винт-корпус”.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52.000 л. с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водоводяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом.

Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя “подкрадывания” ПГ-153 (по 225 кВт).

Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

На лодке пр.667А была применена электроэнергетическая система переменного тока (напряжение - 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов. Это повышало надежность электроэнергетической системы, увеличивало продолжительность работы без ремонта и обслуживания, а также давало возможность трансформировать напряжение для обеспечения различных корабельных потребителей.

Подводный крейсер получил боевую информационно-управляющую систему (БИУС) “Туча” - первую отечественную многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, “Туча” осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.

Для предотвращения провалов на большую глубину, способных привести к катастрофе (как полагают, это явилось причиной гибели американской АПЛ “Трешер”) на ПЛАРБ пр.667А впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система “Керчь”, служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М.Магида и работающая в режимах эхо- и шумопелен-гования, имела дальность обнаружения 1-20 км.

Первые четыре ПЛАРБ пр.667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом “Сигма”, разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс “Тобол” (главный конструктор - О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система (впервые в СССР), абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы.

На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой “Циклон”.

Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи “Молния” (1970 г.) или “Молния-Л” (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство “Базальт”, обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство “Скумбрия”, позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа “Параван”, позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение (впервые в мире на подводных лодках) аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии “Интеграл”.

В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС “свой-чужой” “Хром-КМ” (впервые установленный на подводной лодке), РЛС “Альбатрос” и поисковая РЛС “Залив-П”.

ПЛАРБ проекта 667А несла 16 одноступнчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение - SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Стартовая масса ракеты составляла 14,2 т, длина - 9,65 м, диаметр корпуса - 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение - 1,3 км.

Ракетные шахты высотой 10,1 м. диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах.

Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Расчеты показывали, что по мере отстрела ракет лодка должна постепенно всплывать и после старта четвертой ракеты залпа - выходить из допустимого “коридора” стартовых глубин. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г.

Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667А составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°.

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа “Стрела”, предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Значительное внимание в проекте 667А было уделено вопросам обитаемости. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели. Внутренний дизайн лодки, в целом, вполне соответствовал требованиям времени.

Характеристика РПКСН проекта 667А
Длина наибольшая 128,0 м
Ширина наибольшая 11,7 м
Осадка средняя 7,9 м
Водоизмещение:
нормальное - 7760 м3
полное - 11.500 м3
Рабочая глубина погружения 320 м
Полная скорость подводного хода 28 уз.
Надводная скорость 15 уз.
Экипаж 114 чел.
Автономность 70 сут.


На флоте новые ракетоносцы стали именоваться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), что подчеркивало их отличие от ПЛАРБ проекта 658. Своими размерами и мощью они производили огромное впечатление на моряков, ранее имевших дело со значительно менее “солидными” атомоходами 1-го поколения и “дизелюхами”. Вот как описывает свое первое знакомство с лодкой проекта 667А видный специалист-подводник А.А.Запольский, принимавший участие в испытаниях головного РПКСН этого типа: “Встреча с кораблем превзошла все мои ожидания и воображение. Это было исполинское сооружение, напоминавшее огромного кита. Головки шестнадцати шахт, незначительно выступавшие за прочный корпус, были закрыты кормовой надстройкой. Ограждения крышек шахт в закрытом положении образовывали достаточно просторную палубу, по которой можно было свободно разгуливать без риска свалиться за борт. Внутри прочного корпуса десятиметрового диаметра в средней части лодки располагались три палубы, не считая трюма. И хотя на них было размещено много различных устройств и аппаратуры, тесноты не чувствовалось...”

Как несомненное достоинство новых кораблей по сравнению с ПЛАРБ 658-го проекта моряками отмечался значительно более высокий уровень комфорта. Пестрые “индустриальные” интерьеры с хаотическим переплетением разноцветных жгутов и трубопроводов уступили место хорошо продуманному дизайну в светло-серых тонах, со съемными панелями, закрывающими от посторонних глаз “нервную систему” и “кровеносные сосуды” корабля. Лампы накаливания заменили только “входившие в моду” люминесцентные светильники.

На флоте новые ракетоносцы за их внешнее сходство с американским аналогом - ПЛАРБ “Джордж Вашингтон” - быстро окрестили “Ваньками Вашингтонами”. В дальнейшем, когда за океаном старенькие “Вашингтоны” потеснили более современные “Лафайетты” и “Огайо”, РПКСН проекта 667А стали именовать более просто и фамильярно - “азухами”. В НАТО они имели кодовое название Yankee.

БОЕВЫЕ СЛУЖБЫ 2-го экипажа К-451.
(сформирован 5.02.1971.Расформирован 1.5.1998)    

1.-я БС-окт.1973 к-р ЕРОФЕЕВ О.А. (закончил служу-Ком. Сев. Флотом)
8-я ДиПЛ-к-р  ГРОМОВ  Б.И,....

2-я БС(янв.1975) и
3-я БС(июль1975) к-р КАЗАКОВ А.К. (НШ 8 ДиПЛ, Нач. отдела ГШ ВМФ. Все 3 степени ордена "За службу РОДИНЕ в ВС СССР")
В составе 25 ДиПЛ- к-р ПРИВАЛОВ В.В.

4-яБС(сент.1976) и
5-яБС(ноябрь1977) к-р КАЗАКОВ А.К. в сост.8 ДиПЛ  КД-ИВАНОВ Н.Т.  
 
6 БС(К-р Гончар В.И.1979-старший-ЗКД 8Дипл КАЙСИН Ю.А.) (далее-1980.1981.1982.1983.зимн.пер.1984.зимн.пер1985.летн.пер.1985.зимн.1986.летн.1986.зимн.1987.)к-р ГОНЧАР В.И.(с 1987-последний НШ 8 ДиПЛ."2-а орд. "За службу РОДИНЕ в ВС СССР") в составе 8 ДиПЛ.КД КД-ИВАНОВ Н.Т. ПРИХОДЬКО Б.Ф. ЛАПШИН Е.Н. КУДРЯШОВ К.И.  

БОЕВЫЕ СЛУЖБЫ выполнялись на РПК СН К-451.К-430.К-389.К-436.?К-408?

.....-я БС-1989 к-р САВИН С.Г. (старший ЗКД 8 ДиПЛ ЕВСЕЕВ А.С.)
.....-я БС-1990 к-р САВИН С, Г (а вот ли была 19-я с САВИНЫМ 1990-1991 не помню???

 

Решением ВС ВМФ ЭКИПАЖ утвердили инициатором социалистического соревнованияв честь 60-лет.ВЛКСМ на1977/78г. За успехи в....ЭКИПАЖУ (тлг ЦК ВЛКСМ)присв.почет .ИМЕННОЕ звание 60 ЛЕТ ВЛКСМ. Приказ МО СССР №0186 от 29.10.1978г.Эта дата объявляется годовым праздником КОРАБЛЯ.



Главная
Модификации 667 АУ проекта



Хостинг от uCoz