Модификации 667 АУ проекта  

Модификации. Первые четыре ПЛАРБ пр.667-А были оснащены всеширотным навигационным комплексом «Сигма», разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс «Тобол» (главный конструктор – О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система (впервые в СССР), абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы. На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой «Циклон».
На кораблях поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи «Молния» (1970 г.) или «Молния-Л» (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство «Базальт», обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство «Скумбрия», позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона.
Поступление на вооружение ВМС США усовершенствованных ракет «Поларис» А-3 с максимальной дальностью стрельбы 4600 км, а также развертывание в 1966 г. программы создания новой баллистической ракеты «Посейдон» С-3 с еще более высокими характеристиками потребовали принятия ответных мер по совершенствованию боевого потенциала советских ПЛАРБ. Работы велись в направлении оснащения подводных лодок более совершенными ракетами, обладающими повышенной дальностью стрельбы. Создание нового ракетного комплекса для модернизированных лодок пр.667-А развернулось в КБ «Арсенал» (проект «5МТ»), приведшее в дальнейшем к созданию комплекса Д-11 с твердотопливными БРПЛ Р-31, которыми была оснащена единственная ПЛАРБ пр.667-АМ К-140 (переоборудована в 1971-76 гг.), получившая на Западе обозначение Yankee II class.
Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г., а первые опытные пуски с борта подводной лодки начались в 1972 году. 4 января 1974 г. комплекс Д-5У был принят на вооружение ВМФ. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (получила на Западе обозначение SS-N-6 Моd2/3) несла усовершенствованную ГЧ «рассеивающего» типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ. В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667-АУ – К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 – августе 1973 г. были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 16 пусков с борта К-245 прошли удачно, причем последние два пуска были произведены из района боевого патрулирования в конце боевой службы (на этой же лодке прошел испытания и навигационный комплекс «Тобол» с ИНС, а для проверки его возможностей в конце 1972 г. ПЛ выполнила поход в район экватора). В 1972-1983 гг. флот получил еще восемь РПКСН (К-219, К-228, К-241, К-430, К-436, К-444, К-446 и К-451), модернизированных или достроенных по проекту 667-АУ (шифр «Налим»).
Первой ПЛАРБ пр.667-А, выведенной из состава СЯС в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений, стала К-411. В январе-апреле 1978 г. у этого, еще сравнительно «молодого», корабля «ампутировали» ракетные отсеки, которые впоследствии были утилизированы, а сам РПКСН переоборудовали по проекту 09774 в атомную подводную лодку специального назначения – носитель СМПЛ и боевых пловцов
В лодку спецназначения по пр.667-АК (шифр «Аксон-1»), а затем по пр.09780 (шифр «Аксон-2») был трансформирован и ракетоносец К-403. На нем в опытном порядке разместили специальную аппаратуру и мощный гидроакустический комплекс с протяженной буксируемой антенной в обтекателе на хвостовом оперении.
РПКСН К-420 была модернизирована в 1981-82 гг. по пр.667-М (шифр «Андромеда») для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет «Гром» («Метеорит-М») разработки ОКБ-52. В 1989 году испытания закончились неудачей и программу свернули.
Еще пять лодок проекта 667-А намечалось переоборудовать по пр.667-АТ (шифр «Груша») в большие атомные торпедные подводные лодки-носители малогабаритных дозвуковых СКР «Гранат», путем врезки дополнительного отсека с бортовыми торпедными аппаратами. В 1982-91 гг. по этому проекту переоборудовали четыре лодки. Программа строительства. Строительство лодок проекта 667-А началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами. Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии (ССЗ №402) 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду (точнее, заполнение дока водой) состоялся 28 августа 1966 года. 1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания. 5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. 11 декабря новый ракетоносец под командованием капитана 1-го ранга В.Л.Березовского прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. 13 марта 1968 г. на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27.
Северный флот начал быстро пополняться «северодвинскими» ракетоносцами 2-го поколения. Вторая лодка в серии – К-140 – вступила в строй 30 декабря 1967 г. За ней последовали остальные РПКСН (всего 24). В Комсомольске-на-Амуре строительство подводных лодок проекта 667-А началось несколько позже. Первый «дальневосточный» атомоход – К-399 – вступил в состав ТОФ 24 декабря 1969 г. В дальнейшем к нему присоединились остальные РПКСН этого проекта – всего 10. Последние северодвинские лодки достраивались уже по усовершенствованному проекту 667-АУ с ракетным комплексом Д-5У (см. выше). Вся серия лодок пр.667-А(АУ), построенная с 1967 г. по 1974 г., составила 34 корпуса.
Статус на 2005 г В составе СФ корабли пр.667-А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Служба новых атомоходов началась не совсем гладко: сказывались вполне естественные для столь сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Так, во время первого выхода на боевую службу второго корабля серии – К-140 – из строя вышел реактор левого борта. Однако РПКСН под командованием капитана 1-го ранга А.П.Матвеева успешно завершил 47-суточный поход, выполнявшийся частично подо льдами Гренландии. Имели место и другие неприятности. Но постепенно, по мере «доводки» техники и освоения ее личным составом, надежность подводных лодок значительно возросла, и они смогли полностью реализовать уникальные для своего времени возможности.
Осенью 1969 года К-140 впервые в мире выполнила восьмиракетный залп. Два ракетоносца 31-й дивизии – К-253 и К-395 – в апреле-мае 1970 г. приняли участие в крупнейших военно-морских маневрах «Океан», также произведя ракетные пуски.
8 января – 19 марта 1971 г. ПЛАРБ К-408 под командованием капитана 1 ранга В.В. Привалова совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение. Поход, во время которого 3-9 марта было выполнено боевое патрулирование у берегов США, возглавлял контр-адмирал В.Н. Чернавин.
31 августа подводный ракетоносец К-411 (командир капитан 1 ранга С.Е. Соболевский, старший на борту контр-адмирал ГЛ. Неволин) впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного Полюса. В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи, однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия, и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом. Доклад о выполнении задачи из-за плохой проходимости радиоволн удалось передать в Генеральный штаб только через барражирующий над точкой всплытия самолет Ту-95РЦ (при возвращении с задания этот самолет разбился, выполняя посадку на аэродром Кипелово в условиях густого тумана; весь экипаж машины, состоявший из 12 человек, погиб). В 1972 году успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила К-415.
Первоначально РПКСН, так же, как и их предшественники – лодки пр.658, несли боевое дежурство у восточного побережья Северной Америки, что делало их все более уязвимыми от набирающих силу противолодочных средств США, включающих гидроакустическую систему подводного наблюдения, специализированные АПЛ, надводные корабли, а также самолеты и вертолеты корабельного и берегового базирования. Постепенно, с ростом численности кораблей 667-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США.
В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667-АУ – К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 – августе 1973 г. были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 16 пусков с борта К-245 прошли удачно, причем последние два пуска были произведены из района боевого патрулирования в конце боевой службы. На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной системой. Для проверки его возможностей в конце 1972 г. корабль выполнил поход в район экватора.
В 1974 г. К-444 (пр.667-АУ) отрабатывала ракетную стрельбу без всплытия на перископную глубину, а также из неподвижного положения, с использованием стабилизатора глубины.
Высокая активность советских и американских флотов в период «холодной войны» не раз приводила к столкновению лодок, находящихся в подводном положении и осуществлявших скрытое слежение друг за другом. В мае 1974 г. вблизи базы ВМФ в Петропавловске одна из ПЛАРБ пр.667-А, находившаяся на глубине 65 м, столкнулась с американским торпедным атомоходом «Пинтадо» (SSN-672, тип «Sturgeon»). В результате советская и американская лодки получили незначительные повреждения.
Одна лодка (К-219) была потеряна во время несения боевой службы 6 октября 1986 года в 600 милях от Бермудских островов. На ПЛАРБ К-219 под командованием капитана 2-го ранга И.Британова, находившейся на боевой службе у восточного побережья США, произошла утечка, а затем и взрыв ракетного топлива одной из ракет. После 15-часовой героической борьбы за живучесть экипажу пришлось покинуть корабль из-за быстрого поступления воды в прочный корпус и объёмного пожара в трюмах 4-го и 5-го отсеков. Лодка затонула на глубине 5000 метров, унеся с собой два ядерных реактора и 15 ракет с ядерными боезарядами. Во время аварии погибли два человека, при этом матрос С.А.Преминин ценой своей жизни вручную заглушил реактор правого борта, предотвратив ядерную катастрофу. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды, а 7 августа 1997 г. Указом президента РФ ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.
За весь период эксплуатации ракетные подводные лодки проектов 667-А и 667-АУ выполнили 590 боевых патрулирований.
В конце 1970-х гг. в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений ПЛАРБ пр.667-А(У) стали выводиться из состава стратегических ядерных сил. В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667-А(У), в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 1990-х годов в составе российского флота не осталось ни одного ракетоносца этого проекта, за исключением К-395 пр.667-АТ, переоборудованной в носитель КР и двух ПЛ спецназначения.
Смотрите также на сайте «Атрина»: И.К.Курдин. Гибель К-219 – хроника катастрофы.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• К-26 [з/н 422]. 30.12.1965 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; 05.01.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 23.12.1967 г.; вступил в строй 03.09.1968 г.; 12.09.1968 г. включен в состав КСФ; первоначально числился КрПЛ; 25.07.1977 г. отнесен к подклассу ПКР, 02.04.1982 г. – к ПЛ специального назначения, 29.04.1982 г. – к БПЛ; с 21.12.1972 г. по 18.07.1975 г. прошел на СМП капитальный ремонт; 17.07.1988 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
• К-32; с 21.06.1986 г. КС-32 [з/н 423]. 23.04.1966 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; 28.04.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 25.04.1968 г.; вступил в строй 26.10.1968 г.; 19.11 1968 г. включен в состав КСФ; первоначально числился КрПЛ, 26.07.1977 г. отнесен к подклассу ПКР, 21.06.1986 г. – к ПЛ специального назначения, 27.02.1987 г. – к БПЛ; 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
• К-137; с 11.04.1970 г. «ЛЕНИНЕЦ»; [з/н 420]. 17.09.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 04.11.1964 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; спущен на воду 11.09.1966 г.; вступил в строй 06.11.1967 г.; 27.11.1967 г. включен в состав КСФ; первоначально числился КрПЛ, 25.07.1977 г. отнесен к подклассу ПКР, 03.06.1992 г. – к АКрПЛ; с 24.10.1972 г. по 28.01.1976 г. прошел на СМП капитальный ремонт; с 06.01.1984 г. по 18.09.1985 г. модернизирован там же по пр.667-АУ; в 1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
• К-140 [з/н 421]. 21.01.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 19.09.1965 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; спущен на воду 23.08.1967 г.; вступил в строй 30.12.1967 г.; 11.01.1968 г. включен в состав КСФ; осенью 1969 г. впервые в мире произведен 8-ракетный залп; до 25.07.1977 г. относился к подклассу КрПЛ; с 21.06.1977 г. по 02.02.1978 г. модернизирован на СМП по пр.667-АМ; 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
• К-207; с 27.08.1981 г. КС-207 [з/н 400]. 03.11.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 04.11.1966 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; спущен на воду 20.09.1968 г.; вступил строй 30.12.1968 г.; 08.01.1969 г. включен в состав КСФ; первоначально числился КрПЛ, 25.07.1977 г. отнесен к подклассу ПКР, 19.06.1981 г. – к ПЛ специального назначения, 27.08.1981 г. – к БПЛ; с 30.11.1973 г. по 16.12.1976 г. прошел на СМП капитальный ремонт; 30.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
• К-210; с 15.11.1984 г. КС-210 [з/н 401]. 03.11.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 16.12.1966 г. заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске; спущен на воду 29.12.1968 г.; вступил в строй 06


Главная
Историческая справка



Хостинг от uCoz